Самолет разработан в качестве замены для самолетов типа Ил-18 и Ту-134. К созданию самолета в ОКБ А.С. Яковлева приступили в конце 1972 г. При работе над проектом использовался опыт создания пассажирского самолёта Як-40, увеличенный в размерах с тремя ТРДД Д-36 и практически прямым крылом. В дальнейшем было решено использовать стреловидное крыло. Первый полет опытного самолета состоялся 7 марта 1975 г. На этом самолете крыло имело угол стреловидности 11 град., на втором и третьем самолетах угол стреловидности был увеличен до 23 град. После завершения летных испытаний в 1980г. самолет был сертифицирован и поступил в эксплуатацию. Як-42 стал первым российским самолетом, прошедшим полную международную сертификацию и допущенным к полетам без ограничений во всех европейских государствах. Самолет с успехом эксплуатируется на международных линиях в более чем 130 странах мира даже после ужесточения норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателя. • Як-42 — Исходная модель. Выпускался в 1979-1987 годах. • Як-42Д — Улучшенный вариант Як-42 с увеличенным запасом топлива. Отличается усиленной конструкцией планёра, за счёт чего увеличена взлётная масса. Выпускается с 1987 года. Поставлялся на Кубу и в Китай. • Як-42-100 — Вариант Як-42 с удлинённым на 3,38 м. фюзеляжем. Отличается цифровой авионикой американской фирмы «Ханиуэлл». Изготовлен в 1993 году. • Як-42А (Як-142) — Улучшенная версия Як-42Д с более совершенным оборудованием, повышенным комфортом и меньшим уровнем шума. Разработан в 1992 году. • Як-42Д-90 — Самолёт для перевозки 90 пассажиров на дальность 4000 км. Оборудование аналогично Як-42А. Разработан в 1999-2000 годах. • Як-42М — Модернизированный…Отличается двигателями Д-436Т1, удлинённым фюзеляжем, крылом увеличенного размаха. Количество пассажиров увеличено до 168. Переоборудуется из Як-42Д начиная с 2003 года.
Летно-технические характеристики:
Як-42 — ОКБ имени Яковлева
Длина самолета, м.
36.38
Размах крыльев, м.
34.88
Высота самолета, м.
9.83
Площадь крыла
150 м.²
Диаметр фюзеляжа, м.
3.80
Количество двигателей
3 ТРДД
Модель двигателей
Д-36
Изготовитель двиг.
Прогресс (Лотарев)
Тяга двиг.
3×63.74 kН
Дальность, км.
4 100 ( с максимальным запасом топлива )
Потребная длина ВПП, м.
1 800
Максимальная крейсерская скорость, км/ч.
810 ( 0,65 M )
Крейсерская скорость, км/ч.
750
Максимальная высота полета, м.
9 700
Весовые характеристики
Вес пустого, кг.
34 500
Максимальный взлетный вес, кг.
56 500
Максимальный вес при посадке, кг.
50 500
Максимальная заправка топливом, кг.
18 500
Расход топлива, кг/ч.
2 300-3 100 в зависимости от мак. коммерческой загрузки